ИРАК |
Ирак занимает второе место в мире по доказанным запасам нефти, его недра содержат более 112 миллиардов баррелей нефти и 110 триллионов кубических футов природного газа. Вокруг Ирака фокусируются практически все вопросы, касающиеся безопасности в странах Персидского Залива.
Общие сведения |
В течение 1980-1990 годов Ирак прошел через две войны (Ирано-Иракскую и Кувейтскую), плюс к этому более десяти лет подвергался экономическим санкциям. В результате, экономика страны, инфраструктура, общество и многое другое пришли в упадок. С начала вторжения в Кувейт (1990 г.) произошло резкое сокращение внутреннего валового продукта (ВВП) Ирака, доход на душу населения и жизненный уровень в стране стали гораздо ниже, чем до войны. С другой стороны, увеличение объемов добычи нефти с 1996 года и рост цен на нефть с 1998 года привели к росту иракского ВВП в 1999 году на 12%, а в 2000 году - на 11%. В 2001 году при относительно стабильном объеме экспорта нефти и более низких, чем в 2000 году, ценах на нефть рост иракского ВВП замедлился всего лишь на 3.2%. В 2002 году с более высокими ценами на нефть, но при значительно меньших объемах ее экспорта, рост иракского ВВП ожидается только на 1.5%. В настоящее время уровень инфляции составляет 25%, что немного меньше, чем в 2001 году (28%). Уровень безработицы вырос незначительно. Разница экспортно-импортной торговли составляет около 4.8 миллиардов долларов, но при этом более половины этой суммы находится под контролем ООН. У Ирака огромный внешний долг около 140 миллиардов долларов. В числе основных кредиторов — страны Персидского Залива и Россия. В Ираке также нет действенной системы налогообложения, плюс неустойчивая финансовая и денежная политика.
14 мая 2002 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций одобрил тщательно разработанную программу для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие», согласно которой предполагается использование расширенного перечня товаров двойного назначения, т. е. товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях. Эта программа позволяет Ираку использовать средства от продажи нефти, поступающие на счет ООН, для закупки товаров, которых нет в перечне. Резолюция по этой программе ООН намечена к обсуждению в конце ноября 2002 года.
В течение последних нескольких лет Ирак пытается наладить отношения с разными странами, например, в марте 2002 года, на арабском саммите в Бейруте, Ирак заявил о невмешательстве в кувейтские международные дела и о признании кувейтских границ. Министр иностранных дел Ирака Найжи Сабри заявил: «Мы за процветание и независимость государства Кувейт, а также за нормализацию экономической и политической ситуации в регионе». В январе 2001 года Ирак подписал соглашения о свободной торговле с Египтом и Сирией, а в августе 2001 года премьер-министр Сирии посетил Багдад. В апреле 2001 года Вице-Президент Ирака Таха Хуссейн Рамадан встретился с президентом России Владимиром Путиным. Это был самый высокий уровень российско-иракских встреч за последние несколько лет.
В июне 2001, тем не менее, произошел внезапный разрыв в отношениях между Ираком и Саудовской Аравией. Саудовская Аравия объявила своей собственностью трубопровод пропускной способностью в 1.6 миллионов баррелей в день, по которому прокачивалась иракская сырая нефть к саудовскому порту Янбу на берегу Красного моря до вторжения Ирака в Кувейт. На правах собственности Саудовская Аравия завладела насосными станциями, резервуарами для хранения нефти и морским терминалом. Причиной конфискации трубопровода, по заявлению официальных лиц, стали «агрессивные действия Ирака». Ирак же настаивал, что трубопровод по-прежнему принадлежит ему, и в мае 2002 года заявлял, что линия готова к перекачке иракской нефти.
После окончания войны в Персидском Заливе в 1991 году, Соединенные Штаты и Великобритания определили зоны, запрещенные для полетов над Ираком, а также выработали стратегию бомбардировок отдельных целей, предварительно согласовав свои действия с действиями самолетов союзников. Инспекторы ООН по разоружению были изгнаны с территории Ирака в декабре 1998 года, и в ответ на это США провели многодневную бомбежку Ирака, названную «Лиса пустыни». 16 октября Президент Буш подписался под резолюцией конгресса США, дающей ему право в случае необходимости применить силу против Ирака.
Нефть
Недра Ирака содержит около 112 миллиардов баррелей доказанных запасов нефти, что позволяет считать Ирак вторым в мире (после Саудовской Аравии) по данному показателю. Суммарные предполагаемые запасы в стране оцениваются в 220 миллиардов баррелей. Реальный сырьевой потенциал Ирака может быть гораздо больше, чем приведенные цифры, однако из-за многих лет войны и последующих за этим лет экономических санкций, недра страны пока недостаточно исследованы. Глубоко залегающие нефтеносные формации, расположенные главным образом в районе Западной пустыни, могут содержать в себе большое количество дополнительных ресурсов (возможно, еще около 100 миллиардов баррелей), но они пока не разведаны. Цена добычи иракской нефти является одной из самых низких в мире, что делает эту страну привлекательной с точки зрения нефтедобычи.
Важно отметить, что инвестиций в нефтяную промышленность Ирака нет с 1990 года, Ирак практически не знаком с самыми последними исследованиями в области технологий нефтедобычи и геологоразведки (например, 3D сейсмикой), недостаточно снабжается запасными частями, и, к сожалению, использует устаревшие и вызывающие много вопросов технические решения (например, чрезмерное заводнение) для поддержания добычи нефти. Есть некоторые доказательства и того, что Ирак мог погубить свои нефтяные пласты при использовании этих технологий и из-за длительного отсутствия необходимых инвестиций. Министр нефтяной промышленности Ирака Амир Рашид обратил внимание на то, что в начале 2002 года только на 24-х из 73-х иракских нефтяных месторождений производилась добыча нефти. Недавно нефтяная консалтинговая фирма Сайболт Интернейшнл предсказала ежегодное падение на возможно поврежденных иракских месторождениях на уровне от 5 до 15%.
Запасы нефти в Ираке очень сильно различаются по качеству, варьируя в диапазоне от 24o до 42o API (по оценке Американского Нефтяного Института). Вся нефть на экспорт поступает, в основном из двух крупнейших месторождений Румейла и Киркук. На месторождении Южная Румейла добывается нефть трех сортов: Басра обычная (34o API, содержание серы 2.1%), Басра средняя (30o API, содержание серы 2.6%), Басра тяжелая (22o-24o API, содержание серы 3.4%). Северное месторождение Киркук было открыто в 1927 году, и здесь обычно добывалась нефть 37o API, содержащая 2% серы. Однако, по сообщениям за последние годы, качество нефти здесь значительно ухудшилось. Нефть, в настоящее время поступающая с Киркука, известна как «Фао Бленд», значительно тяжелее и более сернистая (27o API с 2.9% серы).
Доказанные запасы нефти в Ираке распределены неравномерно по территории страны. Фактически (по данным 1990 года — перед вторжением в Кувейт) около двух третей иракской нефти шло из южных месторождений Румейла, Зубаир и Нахр Умр. Другие крупные месторождения, такие как Майнун и Западная Курна, также расположены в южной части страны. Южный Ирак населен преимущественно шиитами, которые составляют большинство населения Ирака, но имеют незначительное влияние (Саддам Хусейн — суннит, из центрального иракского города Тиркит). Шииты безуспешно пытались протестовать против решения Саддама Хусейна вступить в войну со странами Персидского залива в 1991 году, и хотя большая часть инфраструктуры юга (месторождения, нефтеперерабатывающие заводы, резервуары для хранения нефти, транспортная инфрастуктура) была разрушена в ходе войны в Персидском Заливе, в целом, нефтяной потенциал региона по-прежнему огромен.
В сентябре 1999 года представители более 50 иностранных компаний посетили выставку газовых и нефтяных технологий в Багдаде — первое мероприятие подобного рода за последние 10 лет. В основном это были фирмы из Канады, Франции, Италии и Великобритании. Ни одна фирма из США не участвовала в выставке, несмотря на то, что высокопоставленный сотрудник Министерства нефтяной промышленности Ирака заявил, что Ирак готов сотрудничать с нефтяными компаниями из США. Для привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор страны министр нефтяной промышленности Ирака представил поправки к существующим контрактам на разведку и добычу нефтяных ресурсов. Помимо этого, продолжительность контрактов была сокращена с 23 до 12 лет. Дополнительно Ирак добавил пункт, касающийся «конкретных обязательств по достижению заданного уровня добычи в пределах установленного срока».
Добыча
Вслед за вторжением Ирака в Кувейт и вводом эмбарго на экспорт иракской нефти, добыча сырой нефти упала (с 3.5 миллионов б/д в июле 1990 года до 300 тысяч б/д). В 2001 году добыча сырой нефти в Ираке составляла в среднем 2.45 миллионов б/д, (с 2.59 миллионов б/д в 2000 году). При этом имели место резкие еженедельные и ежемесячные колебания. Самый низкий уровень добычи в 1.13 миллионов б/д наблюдался в июне 2001 года, самый высокий был в апреле 2001 года на уровне 2.95 миллиона б/д. Иракские официальные лица планировали повышение уровня добычи нефти в стране до 3.5 миллионов б/д к концу 2000 года, но не смогли справиться с техническими проблемами, возникшими при эксплуатации скважин, транспорте нефти и в других сферах нефтедобывающей отрасли. Кроме того, Ирак заявляет, что рост добывных мощностей сдерживался отказом ООН обеспечить страну необходимым нефтяным оборудованием.
Однако, эксперты оценивают устойчивые добывные мощности Ирака на уровне не более 2.8-3.0 миллиона б/д с общим экспортным потенциалом около 2.3-2.5 миллионов б/д, включая контрабандную нефть. Но в июле 2002 года Министр нефтяной промышленности Ирака Амер Рашид заявил, что устойчивые добывные мощности страны составляют 3.2-3.3 миллиона б/д, и что страна в состоянии достичь уровня 3.5 миллиона б/д к концу 2003 года без помощи иностранных нефтяных компаний (уровень добычи нефти в Ираке в июле 1990 года). Согласно данным «Ближневосточного Экономического Обозрения», Ирак стремится к ограничению экспорта сырой нефти по программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие» до 2.2 миллиона б/д, оставляя 800-900 тыс б/д для внутреннего потребления, экспорта в соседнюю Иорданию (на льготных условиях) и для контрабанды (в Сирию, Турцию, и т.д.).
Среди других перспективных задач Ирака по поддержанию и увеличению добычи нефти стоит задача по уменьшению обводненности месторождений, что особенно актуально для юга страны. В отчете ООН (июнь 2001) отмечено, что возможно резкое падение добычи нефти в Ираке, если не будут приняты во внимание возникшие технические и инфраструктурные проблемы. По некоторым оценкам добыча на месторождении «Киркук» за 12 месяцев может снизиться на 50% — до 500 тыс. баррелей в день. Такое же резкое падение добычи возможно и в Южной Рамейле. Ирак надеется покрыть недобор нефти в Киркуке и Южной Румейле за счет широкомасштабной кампании по бурению новых скважин. Планируется ввести в эксплуатацию 417 скважин, большинство из которых будут пробурены российскими, китайскими, иракскими и румынскими компаниями.
Экспорт
Резолюция ООН № 986 (апрель 1995 года) позволила Ираку экспортировать сырую нефть на определенную полугодовым периодом сумму, используя полученные средства для закупки гуманитарных товаров по программе «Нефть в обмен на продовольствие» для распределения на территориии страны под наблюдением ООН. Вплоть до декабря 1999 года доходы Ирака от продажи нефти постепенно росли, и Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы снять любые ограничения для Ирака на экспорт нефти. Последний полугодовой период (ХII) начался 30 мая 2002 и заканчивается в конце ноября. XII период предполагает использование расширенного перечня товаров двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в мирных так и в военных целях), что позволит Ираку использовать полученные средства от продажи нефти по программе «Нефть в обмен на продовольствие» для закупки товаров, которых нет в перечне. В целом, примерно 3/4 доходов от продажи по программе ООН используется для закупки гуманитарных товаров для Ирака, оставшиеся деньги предназначены для репараций жертвам войны в Персидском Заливе, оплаты транзита нефти через Турцию (которая утверждает, что эмбарго, наложенное на Ирак с 1990 года, принесло ей убытков в сумме более чем 35 миллиардов долларов), и финансирования деятельности наблюдателей ООН. 26 сентября 2002 года глава ООН по Иракской программе Бенон Севан сообщил Совету Безопасности ООН, что по программе «Нефть в обмен на продовольствие» ощущается большая нехватка средств (всего около 10 миллиардов долларов, включая $2 миллиарда на текущей стадии), и становится «невозможным выполнять гуманитарную программу эффективно.» по словам Севана, более 1200 контрактов, одобренных ООН общей стоимостью около $2 миллиардов, не могут быть реализованы из-за недостатка финансирования.
За 2001 год официальный (под контролем ООН) экспорт нефти Ираком в среднем составил около 2 миллионов б/д, причем этот показатель менялся в течение года в большом диапазоне и резко упал в 2002 году — до 1.5 миллионов б/д в течение первых 7 месяцев года и еще больше за август и сентябрь (см. график). Уменьшение объемов экспорта в 2002 году по-видимому было обусловлено по крайней мере двумя главными причинами:
односторонним месячным эмбарго Ирака на экспорт нефти в апреле 2002 года в поддержку палестинцев;
давлением Соединенных Штатов и других стран для ужесточения мер в отношении Ирака.
В результате, экспорт нефти Ираком резко сократился во втором и третьем кварталах 2002 года, однако значительно увеличился в последние дни сентября (свыше 2 миллионов б/д к 20 сентября).
За исключением 90 тыс. б/д, поставляемых легально в Иорданию (с молчаливого разрешения ООН и согласно протоколу между Ираком и Иорданией), и 460 тыс. б/д, внутреннего потребления, остальное сырье (не считая контрабандных поставок нефти и нефтепродуктов) экспортировалось либо по трубопроводу Турция - Ирак либо через Персидский морской порт Мина Аль-Бакр. Хотя резолюция ООН №986 определяет, что по крайней мере половина экспортных поставок нефти по программе «Нефть в обмен на продовольствие» должна идти транзитом через Турцию, стало очевидным, что в последние месяцы большая часть Иракской нефти (около трех четвертей объема) экспортировалось через порт Мина Аль-Бакр, а не через Сейхан, в частности из-за сдвига ориентации экспорта из Европы и Соединенных Штатов в Азию согласно «ретроспективного ценового» («retroactive pricing») плана ООН (см.подробнее ниже ). В основном же порт Мина Аль-Бакр используется для экспорта иракской нефти в Азию, в то время как Сейхан — для экспорта в Европу.
По оценкам, 30% иракской нефти для начала продаются Российским фирмам (Эмерком, Калымнефтегаз, Машиноимпорт, Роснефтеимпекс, Сиданко, Славнефть, Союзнефтегаз, Татнефть, и Зарубежнефть). Оставшиеся 70% иракской нефти сначала покупают компании из многих других стран, включая Кипр, Судан, Пакистан, Китай, Вьетнам, Египет, Италию, Украину, и прочие. Таким образом, прежде чем попасть к конечному потребителю, Иракская нефть обычно проходит через несколько нефтяных компаний и посредников. В течение 2001 года, например, почти 80% нефти сорта Басра Легкая и более чем 30% нефти из Киркука поступило в Соединенные Штаты через крупных импортеров, таких как: ExxonMobil, Chevron, Citgo, BP, Мrathon, Coastal, Valero, Koch и Premcor. В течение первых семи месяцев 2002 Соединенные Штаты импортировали около 566 тыс. б/д из Ирака.
Санкционированный ООН экспорт нефти в Иорданию в настоящее время осуществляется автоцистернами (планы по строительству 120-мильного трубопровода стоимостью $250-$350 миллионов и пропускной способностью 150 тыс. б/д на иорданский нефтеперерабатывающий завод в Зарке были одобрены правительством Иордании в декабре 2001 г.). Есть данные, что Иордания получила уже более тридцати предложений от фирм, заинтересованных в сооружении нефтепровода, который предполагается ввести в эксплуатацию в конце 2004 года. Однако в дополнение к этим цифрам по экспорту нефти имеются неопровержимые факты, что Ирак контрабандно экспортировал 200-400 тыс. б/д сырой нефти и нефтепродуктов различными путями. Поставки осуществлялись:
в Турцию (100-150 тыс. б/д в основном топливной нефть) автоцистернами через пограничный пункт Хабур (согласно сообщениям, эта контрабанда осуществлялась с 18 сентября 2001 г. по 7 января 2002 г. и была прекращена);
в Иорданию (возможно на 10 - 30 тыс. б/д сверх внутренних потребностей) автоцистернами
в Сирию (от 150 до 200 тыс. б/д или более; см. подробнее ниже) главным образом по трубопроводу Киркук - Баниас и меньшими объемами по железной дороге Мосул-Алеппо;
в Иран по побережью Персидского Залива и через Остров Каис;
в Дубаи с использованием небольших танкеров, прибывающих из Умм Каср.
По оценкам в печати эти незаконные поставки могут приносить Ираку от $600 миллионов до $2 миллиардов в год нефтяных доходов. По оценкам же Счетной Палаты США, опубликованным в мае 2002 года, Ирак с 1997 по 2001 нелегально заработал на контрабанде нефти дополнительно $6.6 миллиардов долларов.
В ноябре 2000 года многочисленные сообщения в печати указывали на то, что Сирия и Ирак начали снова перекачивать нефть по 552-мильному трубопроводу Киркук - Баниас. Согласно данным Ближневосточного Экономического Обзора (БЭО) начальные поставки Иракской нефти через трубопровод (а возможно и по железной дороге) составили 140-150 тыс. б/д (до 1982 года эти объемы оценивались до 300 тыс. б/д ). Нефть, наиболее вероятно сорта Басра Светлая, используется на Сирийских нефтеперерабатывающих заводах. Таким образом, высвобождается большое количество Сирийской нефти для экспорта на мировые рынки, что приносит стране громадные дополнительные доходы в валюте, а также позволяет Саддаму Хусейну получать значительные денежные средства вне программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Так как иракский нефтяной экспорт осуществляется только по строго определенным одобренным маршрутам, использование линии Киркук - Баниас является серьезным нарушением санкций ООН против Ирака. 23 января 2001 года администрация Буша предложила открыть экспорт иракской нефти через Сирию при условии, что он будет контролироваться Программой ООН «Нефть в обмен на продовольствие». В январе 2002 года Великобритания обвинила непосредственно Сирию в том, что ею были нарушены санкции ООН против Ирака (Сирия танкерами вывозила более 100 тыс. б/д нефти без разрешения ООН). Примерно 100 млн. долларов в месяц нелегальных доходов получает Ирак только от экспорта нефти по сирийскому трубопроводу, продавая Сирии сырье со значительной скидкой по сравнению с официально установленной ценой на нефть месторождения Киркук.
В апреле 2000 года кораблями флота США был остановлен российский танкер «Академик Пустовойт», который подозревался в перевозке контрабандой иракской нефти. Комиссия ООН впоследствии установила, что около 20% перевозимой нефти судна были Иракского происхождения. В апреле 2001 года принадлежащее Ираку судно «Зайнаб» затонуло у побережья Дубаи. В результате аварии в море вылилось более 1000 тонн контрабандного дизельного топлива, которое нанесло значительный экологический ущерб акватории Персидского Залива и морскому побережью Объединенных Арабских Эмиратов. По крайней мере, еще два других судна, перевозившие контрабандную иракскую нефть, потерпели крушения в течение 2001 года у побережья Кувейта, одно — в октябре, а другое — в ноябре. В 2001 году значительно сократилась контрабанда иракской нефти через Иранские воды (на 50% ), так как Иран прилагал значительные усилия по досмотру и аресту подозрительных судов. В октябре 2001 года Организация Объединенных Наций обнаружила, что дважды на танкере «Эссекс» после того, как отгрузка была завершена и инспекторы ООН подписывали документы на отправку, судно дозагружалось 500.000 баррелей сырой нефти. «Эссекс» был зафрахтован коммерсантом Трафигурой, а команда судна состояла из бывших служащих Марка Рича.
В конце октября 2001года Комитет по санкциям при ООН начал рассматривать так называемый «ретроспективный ценовой механизм» («retroactive pricing»), предложенный Великобританией и поддержанный Соединенными Штатами. Данный «ретроспективный ценовой механизм» являлся альтернативным для существующего подхода установления цены на иракскую нефть. Соединенные Штаты и Великобритания были обеспокоены тем, что Ирак использует колебания цен на нефть, чтобы налагать «де факто» дополнительную плату на покупателей нефти, и что бы полученные таким путем деньги шли непосредственно Иракскому правительству (без контроля ООН). Предложенный механизм был продолжением усилий, направленных на то, чтобы не позволить Ираку получать с покупателей $0.30-$0.60 с барреля дополнительных средств непосредственно в карман Иракскому правительству. Согласно «ретроспективному ценовому механизму», на иракскую нефть, экспортируемую в Соединенные Штаты и Европу, (исключая Азию) устанавливались цены, определяемые с учетом колебания цен на нефтяном рынке в течение всего периода доставки нефти до покупателя. Таким образом, «официальная цена продажи» иракской сырой нефти (Киркук и Басра Светлая) неизвестна до тех пор, пока ее не доставят и не продадут. С этой точки зрения цены устанавливаются на достаточно высоком уровне, чтобы быть уверенным в том, что перевозчикам не придется платить Ираку незаконную дополнительную плату, а тот со своей стороны не будет получать незаконную дополнительную прибыль. По мнению многих экспертов эти усилия принесли успех, по крайней мере, в частичном уменьшении незаконных дополнительных платежей, и, возможно, содействовали уменьшению всего иракского экспорта в течение 2002 года. Цена на иракскую нефть (Киркук и Басра Светлая ) в США соотносится со стоимостью «West Texas Intermediate», а в Европе — нефти «Brent».
31 октября 2000 года Комитет по санкциям при ООН одобрил требование Ирака оплачивать нефть, экспортируемую по программе «Нефть в обмен на продовольствие», в евро, а не в долларах США. 16 ноября, Государственная Нефтяная Организация Маркетинга Ирака (ГНОМ) потребовала, чтобы компании-перевозчики сырой нефти начали платить 50 центов дополнительного налога с барреля непосредственно иракскому правительству (в нарушении санкций ООН), начиная с 1 декабря 2000 года.
Разработка нефтяных месторождений, война и текущее состояние дел
Война в заливе нанесла ощутимый урон нефтедобывающей промышленности юга Ирака. При этом, к середине 1991 года добывающие мощности сократились до 75 тыс. б/д. Самое крупное месторождение в этом регионе Румейла. В результате войны были разрушены товарные парки, насосно-компресорные станции, нефтехранилища, экспортный терминал Мина Аль Бакр с довоенной пропускной способностью 1.6 млн б/д, насосные станции Иракского стратегического трубопровода (между севером и югом страны) с довоенной пропускной способностью 1.4 млн б/д. Еще семь других крупных месторождений — Зубаир, Лухаис, Суба, Бузурган, Абу Гираб и Факи — были либо разрушены либо частично законсервированы. Планы Ирака по разработке новых нефтяных месторождений с момента его вторжения в Кувейт были отложены на неопределенный срок, и все силы государства были направлены на поддержание добычи нефти на действующих месторождениях.
Месторждение Киркук с более чем 10 миллиардами баррелей доказанных запасов нефти является основным месторождением севера страны. Наряду с Киркуком добыча в этом регионе ведется на месторождениях Бай Хассан, Ямбар, Каббаз, Саддам и Айн Залах-Бутмах-Сафа. По оценкам экспертов около 60% добывающих и перерабатывающих мощностей Северной Нефтяной компании в северном и центральном Ираке были разрушены во время войны в Персидском заливе. В 2001 суммарная добыча на всех месторождениях севера (Киркук, Бай Хассан , Ямбар, Каббаз, Саддам, Сафийя и Айн Залах-Бутмах ) составляла примерно 1 миллион б/д. В декабре 2001 года Турецкая Нефтяная Международная Корпорация выиграла тендер на одобренный ООН контракт на бурение нефтяных скважин в северном Ираке на месторождении Курмала (около Киркука ). Две российских компании — «Татнефть» и «Зарубежнефть» также выиграли тендер на бурение скважин на месторождениях Бай Хассан, Киркук и Саддам. «Татнефть» должна пробурить 78 новых скважин, став, таким образом, самой крупной иностранной компанией по объемам выполненых работ в нефтяной отрасли Ирака с 1990 года. В начале декабря 1999 года российская компания «Зарубежнефть» сообщила, что осуществляет бурение скважин на месторождении Киркук, и что это не является нарушением санкций ООН (российские официальные лица отрицали, что какие либо работы проводились вообще). «Зарубежнефть» надеется повысить добычу на Киркуке с существующих 900 тыс. б/д до 1.1 млн б/д. На нефтяных месторождениях юга Ирака (Северная и Южная Румейла Аль-Зубаир, Миссан, Западная Курна, Лухаис и Бин Умар) в 2001 году добывалось около 1.5 миллионов б/д. Компанией «Зарубежнефть» заключен контракт на бурение приблизительно 100 скважин на месторождении Северная Румейла. В январе 2002 года Тунис подписал соглашение с Ираком на разработку месторождения нефти вблизи южной провинции Найяф.
Другое крупное иракское месторождение нефти — это Восточно-Багдадское месторождение с запасами нефти около 11 миллиардов баррелей, введенное в эксплуатацию в апреле 1989 года. На этом месторождениии, расположенном в центре страны, в настоящее время добывается 50 тыс. б/д тяжелой (23o API) нефти и 30 миллионов кубических футов в день попутного нефтяного газа.
В марте 2000 Совет Безопасности ООН согласился увеличить вдвое финансирование нефтяного сектора Ирака с целью закупки запасных частей и оборудования (согласно Резолюции 1175 от 20 июня 1998 года) и разрешил Ираку вкладывать до $600 миллионов в полугодие на ремонт производственных мощностей нефтяного сектора. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предупредил о возможности «кардинального сбоя» в иракской нефтедобывающей промышленности, если не будут поставлены запасные части и оборудование. В августе 2000 года высокопоставленный представитель из Министерства нефтяной промышленности Ирака сообщил, что задержка Организацией Объединенных Наций одобрения контрактов по модернизации Иракского нефтяного сектора может привести к падению уровня добычи нефти. Соединенные Штаты заявили, что $300 миллионов должны быть использованы только на краткосрочные и первостепенно необходимые преобразования в Иракской нефтедобывающей промышленности, а не вкладываться в долгосрочные проекты. В плане распределения средств на развитие нефтяного сектора Ирака по XII фазе программы «нефть в обмен на продовольствие» предусмотрены $350 миллионов на финансирование готовых к подписанию контрактов, в том числе на разработку месторождений Хамрин, Суба и Западная Курна.
В начале января 2002 Бенон Севан, ответственный в ООН за за иракскую Программу, выразил «глубокую озабоченность» по поводу количества «задержек» при реализации контрактов на поставки нефтяного оборудования в Ирак, и заявил, что вся программа в целом находится под угрозой срыва. Со слов Б. Севана таких контрактов около 2000, а их общая стоимость приблизительно $5 миллиардов, приблизительно 80% от общего числа контактов были приостановлены Соединенными Штатами. В целом, Ирак за последние три года импортировал оборудования для модернизации производства на сумму около $1.2 миллиардов. Весь импорт оборудования был произведен в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Б. Севан также сказал, что принятый «ретроспективный ценовой» («retroactive pricing») механизм является причиной снижения иракского нефтяного экспорта и, соответственно, доходов Ирака по программе «Нефть в обмен на продовольствие».
Постсанкционные планы развития
Согласно сообщениям в октябре 2002 года Ирак подписал несколько многомиллиардных контрактов с с иностранными нефтяными компаниями, в основном, китайскими, французскими российскими. Дойче Банк оценивает общую стоимость проектов по разработке новых месторождений с потенциальной добычей нефти 4.7 млн б/д — в $38 миллиардов при условии, что все контракты будут выполнены (в чем Банк сильно сомневается). По сведениям, Ирак весьма недоволен задержками фактического начала работ на местности по сравнению с предусмотренными по контрактам датами и предупредил об отказе от контрактов, если фирмы не будут выполнять свои обязательства в срок. В соответствии с подписанными контрактами требуется немедленно начинать работы, но пока что санкции ООН решительно препятствуют этому. После отмены санкций ООН и выполнения контрактов Ирак надеется увеличить добычу нефти до 6 млн б/д и более.
В последние месяцы и недели Ирак подписал множество контрактов с компаниями из Италии (Еni), Испании (Repsol YPF), России (Татнефть), Франции (TotalFinaElf), Китая, Индии, Турции и другими. Согласно сообщению «Экономист» Ираком подписано более 30 контрактов с различными нефтяными компаниями в соответствии с «новой моделью договоров» («Контракту на добычу и разработку» (КДР)), в которых предусмотрены доли в добыче нефти («порядка 20%»). Ирак представил новую модель договоров в 2000 году, чтобы заменить предыдущее «Соглашение о разделе продукции» (СРП).
Интересы России, которой Ирак задолжал несколько миллиардов долларов за поставки оружия в прошлом, лежат в области разработки иракских нефтяных месторождений, включая контракт с продолжительностью действия 23 года и стоимостью $3.5 миллиарда — на восстановление отдельных нефтяных месторождений в Ираке, в частности месторождения Западная Курна (расположенное западнее Басры рядом с месторождением Румейла) с запасами 11-15 миллиардов баррелей. С момента подписания соглашения в марте 1997 года, Российская компания «Лукойл» (оператор с 68% акций, возглавляющий Российский консорциум) и Иракская компания, определенная Иракским правительством, подготовили план установки оборудования для добычи нефти в количестве 100 тыс. б/д из мишрифской формации Западно-курнского месторождения. Тем временем, в августе 2000 года иракские инженеры завершили работы по строительству двух установок дегазации на Западной Курне (крупнейшем месторождении в мире), где добыча нефти постоянно увеличивается и уже в два раза перекрыла планируемый уровень. Потенциальная добыча нефти на этом месторождении предполагается до 1 млн б/д. В октябре 1999 года Российские официальные лица сообщили, что Ирак согласился с просьбой России приостановить работы на Западной Курне в связи с продолжающимися санкциями ООН. Это было последствием заявления Ирака, что «Лукойл» может потерять этот контракт (и возможно его место займет другая Российская компания), если он немедленно не приступит к работе (деятельность Лукойла была ограничена рамками санкций ООН). Однако в октябре 1999 года «Лукойл» так и не приступил к выполнению обязательств по контракту. Но в октябре 2002 года президент «Лукоила» Вагит Алекперов сказал, что он верит в то, что контракт на Западной Курне будет «выполнен независимо от того, что бы не случилось в Ираке», и что он получил «гарантии» по этому вопросу Президента России Владимира Путина.
В октябре 2000, иракский Министр нефтяной промышленности выразил сожаление по поводу медленного прогресса в работе с российскими и китайскими фирмами, а в январе 2001 компания Шелл объявила, что провела переговоры с Министерством нефтяной промышленности Ирака относительно «потенциальных возможностей» компании в разработке месторождения Ратави с запасами в 1 млрд баррелей. В марте 2001 года представитель Министра нефтяной промышленности объявил, что Ирак, возможно, расторгнет контракты с китайскими и российскими компаниями.
В октябре 2001 года совместная российско-белорусская компания «Славнефть» подписала сервисный контракт с Ираком cуммой 52 миллиона долларов на обслуживание месторождения в южном Ираке с запасами в 2 млрд баррелей и ожидала подписания контракта на проведение буровых работ. Совершенствование методов разработки на месторождении Суба-Лухаис могло принести 100 тыс. б/д нефти и $300 миллионов за три года. В марте 2002 года Славнефть ожидала одобрения Организации Объединенных Наций контракта на бурение 25 скважин на Лухаисе.
Месторождение Саддам располагает запасами в 3 миллиарда баррелей нефти и 5 триллионов кубических футов попутного газа. Ирак подыскивает иностранного партнера для проведения второй стадии разработки месторождения, чтобы поднять уровень добычи нефти до 50 тыс. б/д и газа до 300 миллионов кубических футовв день В начале апреля 2001 года российские компании «Татнефть» и «Зарубежнефть» получили одобрение ООН на бурение 45 скважин на месторождениях Садам, Киркук и Бай Хасан с целью снижения обводненности добываемой продукции. По состоянию на октябрь 2002 года работы на этих месторождениях еще не начаты.
Самое крупное из нефтяных месторождений Ирака, намеченное для активной эксплуатации в постсанкционный период — месторождение Мажнун, с запасами нефти (нефть сорта 28o-35o API) 12-20 миллиардов баррелей и находится оно в 30 милях севернее Басры на границе с Ираном. Французская компания «TotalFinaElf» подписала контракт с Ираком на право разработки Мажнуна. Месторождение было введено в эксплуатацию в мае 2002 года (под эгидой программы 1999 года «достижение нации») c уровнем добычи в 50 тыс. б/д и возможным его ростом до 100 тыс. б/д к концу года (по сообщению Министра нефтяной промышленности Рашида). При дальнейшей разработке Мажун возможен рост уровня добычи нефти, в конечном счете, до 600 тыс. б/д и, по оценкам Дойче Банк, прибыль составит $4 миллиарда. Но в июле 2001 года, раздраженный явной поддержкой Францией плана США по введению жестких санкций, Ирак объявил, что больше не будет оказывать предпочтение французским компаниям в заключении контрактов на добычу нефти, и ко всему прочему, пересмотрит уже существующие. Одновременно Ирак заявил о приоритетном положении России (которая поддерживает Ирак в Совете Безопасности ООН) для передачи прав на разработку Мажуна и другого крупного южного месторождения Нахр Умар. Французская компания «TotalFinaElf» и Ирак не смогли договориться о разработке месторождения Нахр-Умар.
Начальная добыча на этом месторождении ожидается на уровне 440 тыс баррелей в день (42o API) нефти, но при интенсификации добычи может достигнуть 500 тыс. б/д. Проект разработки месторождения Хальфая с запасами 2.5-4.6 млрд баррелей последний крупный нефтяной проект на юге Ирака. Несколько компаний (ВНР, CNPC, Agip) проявили интерес к месторождению, которое в конечном счете может давать 200-300 тыс. б/д и стоить, возможно, $2 миллиарда.
Более мелкие нефтяные месторождения с запасами до 2 миллиардов баррелей также привлекательны для иностранных нефтяных компаний. Так, на месторждение Насирия претендуют Eni и Repsol, на месторождение Туба — ONGC, Sonatrach, Pertamina, на месторождение Ратави — Shell, Petronas, CanOxy, на Шараф — Japex, TPAO, на Амара — PetroVietnam, на Нур — Syria и т. д. Итальянская компания «Eni» и Испанская «Repsol» имеют значительные шансы на право разработки месторождения Насирия.
В дополнение к 25 новым проектам разработки месторождений Ирак планирует предложить иностранным компаниям сервисные контракты на внедрение технологий на восьми уже эксплуатируемых месторождениях. Тем временем, Ирак санкционировал «контракты с повышенной долей риска» на разработку девяти перспективных нефтяных площадей в Западной Пустыне. По результатам проведенных сейсмических исследований в этом регионе вблизи Иорданской и Саудовской границ, Ирак выявил, по крайней мере, 110 перспективных структур для добычи нефти. В конце 2000 года Индийская компания «ONGC» подписала контракт на проект разработки площади N8 в Западной Пустыне, а в апреле 2002 года Индонезийская «Pertamina» на проект разработки площади N3. Проявили интерес к этому региону и другие зарубежные компании — Repsol, Lundin, Sonatrach, MOL, Petronas, Ranger и TPAO.
Согласно оценкам Дойче Банка международными нефтяными компаниями подписано контрактов на разработку новых или уже действующих месторождений в Ираке с суммарными запасами около 50 млрд баррелей, потенциальной добычей 4 млн б/д и возможной суммой вложений более $20 миллиардов. Раработка месторождений на юге Ирака может быть осложнена разрушенной инфраструктурой, наличием не разминированных минных полей (последствия войны Ирана с Ираком) и болотистой местностью. Основные компании, с которыми сотрудничает Ирак — это французская «TotalFinaElf» (разработка месторождений с запасами 12.5-27 млрд. баррелей согласно «Уолл Стрит джорнал»), несколько российских компаний (Лукойл, Зарубежнефть, Машиноимпорт — разработка месторождений с суммарными запасами 7.5-15 миллиардов баррелей), Национальная Нефтяная Компания Китая (2 миллиарда баррелей или около того) и «Eni» (до 2 миллиардов баррелей).
Трубопроводы для экспорта нефти. Терминалы.
Инфраструктура Ирака для поставок нефти на экспорт (трубопроводы, порты, насосные станции, и т.д.) сильно пострадала как от войны с Ираном, так и во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. В настоящее время 600-мильный 40-дюймовый трубопровод Киркук - Сейхан — самый мощный действующий на экспорт нефти трубопровод Ирака. Эта иракско-турецкая линяя, рассчитанная на максимальный объем прокачки 1.1 млн б/д нефти, сейчас пропускает только около 900 тыс. б/д. Вторая параллельная 46-дюймовая нитка имеет оптимальную пропускную способность 500 тыс. б/д. Предназначенная для прокачки на экспорт нефти сорта Басра Обычная, она на данный момент простаивает. Общая оптимальная пропускная способность двух трубопроводов составляет 1.5-1.6 млн. б/д. Но достичь этого уровня, однако, Ирак сможет после восстановления двух насосных станций IT-1 и IT-1A, измерительной станции «Захо» около границы с Турцией и устранения других разрушений. Выполнение этих работ отстает от разработанного план-графика, и скорее всего, объекты не будут введены в эксплуатацию в ближайшее время (хотя было, по крайней мере, одно сообщение в мае 2002 года, что объект будет отремонтирован к июлю). На 40-дюймовом трубопроводе есть резервные насосные станции и меньше узких мест, чем на 46-дюймовом, что позволяет прокачивать по этой трубе больше нефти. Сейчас Ирак транспортирует нефть по байпасу, в обход необходимой, но поврежденной насосной станции IT-2, расположенной приблизительно в 93 милях к югу от турецкой границы, что еще более затрудняет достижение максимальной пропускной способности двух ниток трубопровода в 1.6 млн б/д. Для того, чтобы насосная станция IT-2 нормально функционировала, по заявлениям Иракских должностных лиц, необходимы запасные части стоимостью около $50 миллионов. Насосная станция IT-1 около месторождения Киркук пострадала меньше и успешно работает.
20 августа 1998 года Ирак и Сирия (которые открыли свои границы для торговли и официальных встреч в июне 1997 года после 17-летнего перерыва в отношениях) подписали соглашение о намерениях по восстановлению и введению в строй нефтепровода Баниас, построенного 50 лет назад для транспортировки нефти от месторождений северного Киркука до сирийского средиземноморского порта Баниас (и до Триполи в Ливан). По сообщениям, поступившим в октябре 2002 года, трубопровод был введен в эксплуатацию. Кроме того, велись переговоры о строительстве параллельной трубы для замены изношенной.
С целью оптимизации экспортных возможностей (для осуществления нефтяных поставок как на север так и на юг) Ирак в 1975 году построил реверсивный «Стратегический трубопровод» с пропускной способностью 1.4 млн баррелей в день. «Стратегический трубопровод» представляет собой две трубы с пропускной способностью 700 тыс. б/д каждая и позволяет экспортировать нефть северного Киркука через Персидский Залив, а нефть с Южной Румейлы — через Турцию. Во время войны в Заливе «Стратегический трубопровод» был законсервирован после того, как насосная станция K-3 в Хадифе и еще четыре дополнительных насосных станций южнее были разрушены. В начале 2001 года иракские официальные лица из Министерства нефтяной промышленности сообщили, что трубопровод восстановлен, что позволяет Ираку увеличить экспортные поставки нефти. Однако, группа экспертов из ООН, посетившая Ирак в марте 2001 года, пришла к выводу, что система трубопроводного транспорта в Ираке за последние полтора года претерпела значительные изменения в худшую сторону во многих отношениях. Это проявилось в существенном увеличении количества разлива нефти при авариях трубопроводов, в том числе и «Стратегического трубопровода», соединяющего север с югом.
В Персидском заливе Ирак имеет три морских терминала в портах Мина аль-Бакр, Кхор аль-Амайя, и Кхор аль-Зубаир. Причем через Кхор аль-Зубаир осуществляются поставки, в основном, товаров народного потребления, а нефть отгружается минимальными партиями. Ирак также поставляет товары повседневного спроса через дополнительные порты — Баср и Ум Каср, который, однако, оборудован под прием танкеров для перевозки сырой нефти. Мина аль-Бакр — самый большой нефтяной терминал Ирака с четырьмя якорными стоянками для танкеров, с нефтеналивной способностью 400 тыс. баррелей в день каждая, может принимать большегрузные танкеры. Последствия войны в порту Мина аль-Бакр, возможно вскоре будут ликвидированы. На данный момент порт может отправлять 1.2-1.3 млн б/д. Вывод же порта на нормальный режим работы очевидно потребует серьезного ремонта всего оборудования. Кроме того, в Мина аль-Бакр нехватает хранилищ и складов, недостаточно мощностей для подготовки нефти, т.к. многое было разрушено во время войны.
Терминал Кхор аль-Амайя был сильно поврежден в период ирано-иракской войны (и почти полностью разрушен в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году) и с тех пор не эксплуатировался. По сообщениям, поступившим в марте 2001 года, Ирак в основном завершил восстановление двух якорных погрузочных стоянок. Со слов Министра нефтяной промышленности Ирака терминал с экспортной пропускной способностью 500-700 тыс б/д «скоро снова будет готов принимать нефтяные танкеры». После полного завершения ремонта Ирак планирует довести пропускную способность терминала до 1.2 миллионов баррелей в день, что уменьшит простои при погрузках в порту Мина аль-Бакр, пока там проводится ремонт. В марте 2002 года «Платтс Оилгрэм Ньюс» сообщила, что российская компания «ожидает зеленого сигнала светофора» от ООН на оказание помощи в восстановлении погрузочных нефтяных стоянок в портах Мина аль-Бакр и Кхор аль-Амайя. Ираку же необходимо одобрение Совета Безопасности ООН, чтобы осуществлять экспорт из Кхор аль-Амайя (это не касается мина аль-Бакр).
Переработка нефти. |
Нефтеперерабатывающие мощности Ирака по состоянию на январь 2002 года предположительно составляли свыше 400 тыс. б/д (хотя официальные лица настаивали на цифре в 700 тыс. б/д). До войны в Персидском Заливе они оценивались в 700 тыс. б/д. В Ираке 10 нефтеперерабатывающих заводов. Самые крупные из них — это предприятия в Баджи Нот (150 тыс. б/д), в Басре (140 тыс. б/д) и в Дауре (100 тыс. б/д). Во время войны нефтеперерабатывающие заводы в Баджи (Северный Ирак) Басре, Дауре, и Насириахе были сильно разрушены. Сегодня ощущается недостаток легких нефтепродуктов, бензин идет низкокачественный, повышен уровень загрязнения окружающей среды из-за отсутствия системы очистки сточных вод — вот только небольшой перечень тех проблем, с которыми приходится сталкиваться нефтепереработчикам. После прекращения санкций ООН Ирак планирует привлечь иностранные инвестиции для модернизации нефтеперерабатывающих заводов, В Ираке множество таких проектов) и строительства нового завода стоимостью 1 млрд долларов и производительностью в 290 тыс. б/д («Центрального» нефтеперерабатывающего завода около Бабилона).
© Petros