ИРАН
Иран - второй крупнейший производитель нефти в ОПЕК. Его недра содержат 9 % всех мировых запасов нефти. Помимо этого Иран стоит на втором месте по объему запасов природного газа.
На перекрестке континентов
Экономика Ирана очень сильно зависима от экспорта нефти. Доходы от ее продажи составляют: около 80% всех экспортных доходов, половину правительственного бюджета и около 10%-20 % ВВП. Падение цен на нефть в течение 1998 и в начале 1999 годов нанесло ощутимый урон экономике страны, которая к настоящему времени несколько оправилась из-за изменившейся ситуации на рынке. В 2002 году реальный темп роста ВВП страны составил около 4%, а в 2003 году он немного увеличился и был на уровне 4.3%. Относительно высокие доходы от экспорта нефти за прошедшие год или два позволили Ирану основать нефтяной стабилизационный фонд.
Несмотря на относительно высокие доходы от экспорта нефти, Иран продолжает сталкиваться с серьезными проблемами, такими как: дефицит бюджета; сильная зависимость экономики от экспорта нефти; внушительный внешний долг, в котором велика доля краткосрочных заемов; высокий уровень безработицы наряду с быстрым ростом молодого населения страны с ограниченными перспективами трудоустройства; высокий уровень бедности; значительные государственные субсидии (миллиарды долларов в год) на многие основные товары потребления; внушительный неэффективный общественный сектор; государственные монополии, которые контролируют по крайней мере четверть экономики и конституционно подчиняются только высшему духовному лидеру Ейатоллаху Али Хаменеи; международная изоляция и санкции.
Иран пытается диверсифицировать свою экономику, вкладывая часть прибыли, полученной от экспорта нефти, в развитие других секторов экономики, включая нефтехимическую промышленность. Иран также надеется привлечь миллиарды долларов иностранных инвестиций в страну путем создания более благоприятного инвестиционного климата, а именно – снятием ограничений на импорт, уменьшением таможенных пошлин на импортируемые товары, созданием свободных экономических зон.
Нефтяные месторождения Ирана неравномерно распределены по территории страны. Основная часть нефтяных полей лежит в провинции Хузестан, в непосредственной близости от границы с Ираком, крупные объемы находятся под толщей вод Персидского залива, а в последние пять лет, несмотря на неурегулированность статуса, предпринимаются попытки по разведке сырья и в иранском секторе Каспийского моря.
Крупнейшими месторождениями, обеспечивающими львиную долю добычи нефти, являются: Ахваз-Бангестан (250 тыс. баррелей в сутки с перспективой роста добычи до 600 тыс. в течение ближайших семи лет, на что потребуется затратить до 2,5 млрд долларов); Марун; Гачсаран; Ага-Джари и Биби-Хакими. Из месторождений, пока еще не вышедших на стадию промышленной добычи, крупнейшим является открытое в 1999 г. Азадеган (Хузестан), содержащее, по оценке, 24 млрд баррелей нефти и способное выдавать до 300-400 тыс. баррелей нефти в сутки. Обустройство Азадегана ведут Japex и Indonesia Petroleum, обе полностью принадлежащие Japan National Oil Co.
Блоки, выставленные на тендер в 2002 г. | |||
Континентальные | Шельфовые | ||
Блок | Площадь, км2 | Блок | Площадь, км2 |
Бендер-Аббас | 3600 | Восточный Киш | 6290 |
Дашт-э-Горган | 1700 | Фарси | 2200 |
Макран | 1600 | Ормуз | 3360 |
Моган, блок 1 | 1000 | Кешм | 3180 |
Моган, блок 2 | 1000 | Западный Киш | 9600 |
Табас | 3830 | ||
И с т о ч н и к: NIOC, 2002 г. |
Иран — второй в ОПЕК экспортер нефти на мировые рынки. Более 50% экспорта направляется на Дальний Восток (в Японию, Китай и Южную Корею), остальная часть — в Европу и Африку. Кстати, это одна из причин столь резких протестов Франции и КНР против военной операции США и Великобритании в Ираке, поскольку боевые действия неминуемо должны охватить акваторию Персидского залива - основного экспортного маршрута иранских нефти и газа, а также зону работы компаний, базирующихся в этих странах и добывающих нефть и газ в прибрежной зоне Ирана. Сами же инициаторы войны не зависят от поставок сырья ни из Ирака, ни из Ирана.
Правительство страны трезво оценивает свои финансово-экономические возможности и учитывает довольно слабую национальную научно-техническую базу в сфере добычи и переработки углеводородного сырья. Поэтому перспективными признаются проекты с участием иностранных компаний, которые обладают необходимыми инвестиционными капиталами и современными технологиями для работы в нефтегазовой индустрии.
Наиболее активно Иран развивает сотрудничество в этой сфере с компаниями государств Юго-Восточной Азии. В частности, страна занимает первое место среди поставщиков нефти в Японию и обеспечивает 10% потребностей японской промышленности в этом виде сырья. В свою очередь, японские компании принимают активное участие в разработке иранских газонефтяных месторождений, например, упомянутого Азадегана.
Отношения не исчерпываются добычей и экспортом нефти. Иран пытается привлечь японские инвестиции, а также получить современные промышленные технологии переработки углеводородов. С учетом 16-процентного уровня безработицы правительство вынашивает планы создания 700 тыс. рабочих мест, большая часть из которых придется именно на нефтегазовый комплекс. В этой программе будут принимать участие и японские фирмы. Они призваны осваивать те отрасли экономики, которые являются наиболее трудоемкими и требуют привлечения большого числа рабочих. Кроме того, в мае прошлого года во время визита в Иран главы японского МИД было подписано соглашение об участии иранских компаний совместно с японскими в работах по восстановлению промышленной инфраструктуры Афганистана.
Продолжают расти объемы ирано-корейского экономического взаимодействия. В частности, в прошлом году был подписан ряд соглашений, в том числе о пакете инвестиций в нефтегазовый сектор Ирана. В соответствии с ним, в 2003-2006 гг. капиталовложения корейских компаний в развитие нефтегазовых месторождений составят 2 млрд долларов. Растет объем торговли нефтью и газом с Китаем. В 2002 г. почти 80% иранского экспорта в КНР составили энергоносители (3,3 млрд долларов). В прошлом году во время визита в Иран председателя Цзян Цземиня было подписано шесть соглашений, которые предусматривают участие китайских инвесторов в строительстве и реконструкции иранских энергетических объектов. Всего на развитие нефтегазового сектора планируется в ближайшие годы направить 8-10 млрд долларов зарубежных инвестиций. Правительство прогнозирует, что через пять лет Иран сможет довести свои запасы по нефти до 10% от мировых, а по природному газу — до 16%.
Каспийская доминанта
Иран имеет разветвленную сеть наземных и подводных трубопроводов, которая включает в себя более 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов и 7 тыс. км продуктопроводов. Основными нефтепроводами являются: Ахваз — Арак — Тегеран, Ахаджари — Исфахан — Тегеран, Гачсаран — Шираз, Саркан — Керманшах и Нефтшахр — Керманшах, а также Тегеран — Тебриз, имеющий две нитки. Кроме того, в Персидском заливе создана локальная сеть трубопроводов (800 км) для доставки нефти к портовым терминалам с шельфовых месторождений.
Правительство уделяет серьезное внимание развитию этого вида транспорта. Неослабевающими темпами идет как реконструкция действующих, так и прокладка новых магистралей. До 2004 г. планируется ввести в строй 5 тыс. км газопроводов, что позволит довести протяженность газовых магистралей до 18 тыс. км. Кроме того, поставлена задача - к этому же сроку проложить 30 тыс. км локальных газораспределительных сетей, причем их общая длина должна будет составить 81 тыс. км. На все эти цели планируется израсходовать более 2,28 млрд долларов (в основном на закупку труб и оборудования для компрессорных станций) и 16,8 трлн риалов (сколько это будет в долларах — не может сказать никто, поскольку в стране помимо курса черного рынка действуют еще восемь официальных курсов, применяемых в различных ситуациях: от экспортно-импортных операций с сырьем до обналичивания переводов иранцев, работающих за рубежом).
Несмотря на американское неудовольствие, расширяется сотрудничество Ирана с Казахстаном и Туркменистаном в области доставки углеводородов на мировые рынки. Маршрут транспортировки нефти, добываемой центрально-азиатскими государствами, через Иран является одним из наиболее коротких и безопасных. Его введение в действие позволило бы Ирану укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке и увеличить финансовые поступления в госбюджет, а также решить политическую программу минимум — выйти из достаточно жесткой международной изоляции.
В декабре 2001 г. меджлис утвердил проект SWAP (натуральный обмен), который предусматривает получение сырой нефти из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана, взамен чего Иран будет производить отгрузку аналогичного количества нефти на экспорт через терминалы Персидского залива. Это вызвано тем, что в основном добыча нефти осуществляется на юге страны, в то время как основные потребители нефти находятся на севере и в центре Ирана. Ежедневно с юга на север перекачивается около 1,3 млн баррелей нефти. Осуществление проекта позволит экспортировать каспийскую нефть самым быстрым и дешевым путем и одновременно обеспечить сырьем НПЗ и крупнейшие города.
В настоящее время в северной части Ирана находятся четыре нефтеперерабатывающих комбината. Их общая производительность составляет 810 тыс. баррелей в сутки. Поставки нефти осуществляются по двум линиям нефтепроводов из района Персидского залива в Исфахан и Арак. Излишки нефти из данных городов транспортируются на Тегеранский НПЗ. Тебризский комбинат снабжается нефтью по нефтепроводу Тегеран - Тебриз. Правительство предусматривает реализацию проекта SWAP в три этапа. Задача первого — обеспечение Тегеранского и Тебризского нефтеперерабатывающих комбинатов каспийской нефтью. При этом должны быть выполнены следующие мероприятия:
- завершение строительства нового нефтепровода Нека — Тегеран;увеличение производительности порта Нека по разгрузке нефти до 400 тыс. баррелей в сутки за счет строительства дополнительных терминалов;проведение реконструкции на Тегеранском и Тебризском НПЗ.
Расходы на реализацию первого этапа составят не менее 150 млн долларов.
Второй этап предусматривает полную загрузку мощностей четырех нефтеперерабатывающих комбинатов за счет каспийской нефти. Для осуществления этого будут выполнены следующие мероприятия:
изменение направленности перекачки сырья по существующим нефтепроводам Тегеран — Исфахан и Тегеран — Арак;
организация транспортировки нефти, получаемой из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, в Тегеран, для чего будет сооружен новый нефтепровод — параллельно нефтепроводу первого этапа или по маршруту порт Энзели — Тегеран. Также возможно строительство новых портов на каспийском побережье;
модернизация Исфаханского и Аракского НПЗ.
Расходы второго этапа составят около 350 млн долларов.
Реализация первых двух этапов позволит организовать транспортировку и переработку 810 тыс. баррелей каспийской нефти в сутки. Одновременно с этим Иран отгрузит аналогичное количество нефти в портах Персидского залива.
Третий этап предусматривает организацию прямой транспортировки каспийской нефти к нефтяным терминалам Персидского залива.
Основное преимущество данного проекта заключается в том, что страны Каспийского региона смогут за короткое время организовать экспорт нефти на мировой рынок, и при этом не потребуется крупных капитальных вложений на прокладку нефтепроводов по территориям других стран.
Таким образом, Иран рассчитывает на то, что Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, не имеющие в настоящее время значительной доли на международном нефтяном рынке, начнут увеличивать добычу каспийской нефти. По оценкам специалистов, в период с 2005-2010 гг. производство нефти в этих странах возрастет до 2 млн баррелей в сутки.
Сейчас уже заканчивается прокладка нефтепровода Нека — Тегеран, который позволит перегонять до 370 тыс. баррелей центральноазиатской нефти в сутки. Стоимость транспортировки нефти через территорию страны ныне составляет около 20 долларов за тонну. После ввода в строй нового нефтепровода прогнозируется ее снижение до 13 долларов за тонну. Строительство ведет Иранская национальная инженерная и строительная компания.
Также заключен контракт на разведку и обустройство месторождения на шельфе Каспия севернее Нека. Оператором проекта является шведская GVA Cons. Стоимость работ оценена в 226 млн долларов. Предусматривается бурение ряда скважин с платформы и создание 2 тыс. рабочих мест для иранцев.
Серьезной проблемой для осуществления проекта SWAP является недостаток судов для транспортировки нефти по Каспийскому морю. Сейчас используются танкера максимальной грузоподъемностью от 3 до 5 тыс. т. Это связано с тем, что глубина портов Каспийского моря, включая Актау, Туркменбаши и Нека, менее 10 м, Баку — около 12 м. Нека — самый мелководный порт. И только суда грузоподъемностью до 5 тыс. т могут подходить к имеющимся портам всех прикаспийских государств, а также проходить до Черного и Балтийского морей по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам. Однако, по мнению специалистов, эти суда не подходят для реализации широкомасштабных операций по переброске нефти. В частности, для того чтобы перевезти 370 тыс. баррелей в сутки из Казахстана и Туркменистана до порта Нека, понадобится около 70 танкеров водоизмещением 5 тыс. т. Время в пути от Актау до Нека — около 7 дней, из Туркменбаши до Нека — 5 дней. Необходимо учитывать нередкие штормовые ветры на Каспийском море, которые могут поднимать волну до 6 м, что делает морские перевозки весьма трудными, особенно в период с конца октября до начала марта. Кроме того, стоимость транспортировки одной тонны нефти танкерами дедвейтом от 5 до 7 тыс. т от Туркменбаши до Нека составляет, по оценкам экспертов, порядка 13 долларов, от Актау до Нека — 13-16 долларов.
В настоящее время нефтяной порт Нека, имеющий два терминала, еженедельно принимает шесть танкеров с туркменской нефтью водоизмещением 5 тыс. т. Инфраструктура порта позволяет обеспечить перекачку 150 тыс. т нефти в неделю и увеличить загрузку второй очереди трубопровода Нека — Тегеран. Для перевалки возрастающих объемов нефти по третьей очереди приемная инфраструктура порта должна быть существенно увеличена. Так, уже сейчас построен третий причал, где предполагается разместить еще четыре нефтяных терминала. Изучаются возможности дноуглубительных работ для приема танкеров дедвейтом от 17 до 60 тыс. т. По оценкам Иранской национальной танкерной компании, стоимость транспортировки одной тонны нефти такими судами может составить порядка 6-7 долларов.
Вместе с тем, иранской стороной прорабатывается и вариант транспортировки нефти танкерами дедвейтом 17,5 тыс. т. Осадка такого судна (пустого) в 1,5 м позволит ему беспрепятственно пройти по Волго-Балтийскому или Волго-Донскому каналам в Каспийское море. Осадка груженого танкера в 9,5 м приемлема для его захода в Актау и Нека при небольшом углублении портов. Еще в 2001 г. планировалось разместить заказы на строительство трех-четырех танкеров такого класса на судостроительных верфях Китая или Южной Кореи, кроме того, предполагался заказ таких судов и другими прикаспийскими государствами с тем, чтобы довести их общее количество до 15-17 единиц.
От чистого экспорта - к взаимовыгодному сотрудничеству
Руководство Ирана уделяет большое внимание развитию национальной нефтегазовой индустрии и международному сотрудничеству в этой области и считает экспорт энергоносителей одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Причем речь идет не только о нефти, но и о газе.
Создание и развитие газовой отрасли началось 35 лет назад, когда СССР приступил к закупкам в Иране природного газа для своих южных республик, поскольку основные объемы добываемого там газа направлялись в обеспечение знаменитой сделки «газ — трубы». Крупнейшими газовыми месторождениями являются Южный Парс (на границе с Катаром), Саркан, Далан, Агхар, Канган, Варави, Гаварзин и ряд других. Всего в стране добывается более 130 млрд м3 газа в год. Новым пятилетним планом развития отрасли предусмотрен значительный рост внутреннего потребления природного газа, соответственно на добычу дополнительных объемов «голубого топлива» будет обращено самое пристальное внимание.
Инвестиции в газовый сектор по третьему пятилетнему плану, млн долл. | |||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Газопереработка | 126 | 148 | 153 | 156 | 82 |
Газопроводы | 148 | 178 | 186 | 223 | 211 |
Компрессорные станции | 100 | 100 | 115 | 83 | 154 |
Локальные сети | 36 | 32 | 23 | 24 | 4 |
В с е г о | 410 | 458 | 477 | 486 | 451 |
И с т о ч н и к: NIGC, 2002 г. |
Запланировано строительство газосепарационных заводов для переработки «голубого топлива», добываемого в провинции Хузестан (1,75 млн т в год) и получаемого с первой-третьей фазы месторождения Южный Парс (3,2 млн т в год). Всего предусмотрено 25 фаз развития этого газового поля. При этом каждая последующая фаза должна давать прибавку в добыче по 0,73 млн м3 газа в сутки и 40 тыс. баррелей газоконденсата в сутки.
Министр нефтяной промышленности Ирана Биджан Зангани сообщил, что эксплуатация месторождения Южный Парс в Персидском заливе и начало добычи газа в иранском секторе Каспийского моря позволят экспортировать природный газ в Турцию, Индию, Пакистан и страны Евросоюза (прежде всего — в Грецию).
Иранское правительство стремится получить от европейских государств и международных компаний как политическую поддержку, так и финансово-экономическую помощь для реализации проектов строительства газопроводов, которые являются альтернативными по отношению к маршрутам, лоббируемым американской администрацией. Например, вместе с ЕС пытается начать поставки природного газа из Ирана и Туркменистана в Армению. Договор о строительстве газопровода Иран — Армения был подписан в ходе официального визита президента Армении Роберта Кочаряна в Иран в декабре 2001 г. Сооружение газопровода позволит ежегодно поставлять в Армению 1,5 млрд м3 природного газа. В дальнейшем планируется продлить его в Грузию и через Черное море — на Украину и увеличить объем транспортируемого газа до 5 млрд м3 в год.
В настоящее время ведутся консультации между Туркменистаном, Ираном и Арменией о вариантах и размерах оплаты. Армянское руководство настаивает, чтобы стоимость 1 тыс. м3 газа не превышала 41 доллар (в данный момент Армения платит компании «ИТЕРА» 55 долларов). О содействии строительству ирано-армянского газопровода заявили страны Евросоюза и выделили 3 млн долларов на создание международного консорциума, в который уже изъявили желание войти греческие и французские компании, в том числе Gas de France.
Правительство Украины также объявило о намерениях украинских компаний участвовать в строительстве трубопровода Иран — Армения. Они будут поставлять трубы и оборудование для газокомпрессорных станций. Интерес к проекту проявляет и Грузия. Госминистр Автандил Джорбенадзе на встрече с премьер-министром Армении Андраником Маркаряном (в конце мая 2002 г.) обсудил возможное сотрудничество двух стран в рамках создания этого маршрута.
Но в Тегеране и Ереване полагают, что осуществление проекта может столкнуться с определенными трудностями, прежде всего, с отрицательной реакцией США. Однако армянское руководство проявляет достаточную самостоятельность. По словам министра энергетики Армении, газопровод Иран — Армения будет обязательно проложен, что поможет поддержать стабильную работу армянской энергетической системы и позволит организовать газоснабжение предприятий и населения.
Иранское руководство также ведет консультации по строительству газопровода Иран — Турция — Греция. Во время переговоров президентов Ирана и Греции (март 2002 г.) стороны подписали пять соглашений о сотрудничестве, в том числе в газовой отрасли, и отметили необходимость организовать поставки иранского газа через Турцию в Грецию и далее в другие европейские страны. Министр экономического развития Греции в ходе своей официальной поездки в Иран (май 2002 г.), по завершении переговоров с президентом Моххамадом Хатами, сообщил, что экспорт природного газа из прикаспийских стран в Грецию, возможно, начнется в конце 2004 г.
С января 2002 г. иранский газ поступает в Турцию. Контракт заключен на 25 лет, общий объем поставок — 228 млрд м3. В 2002 г. экспорт газа составил 4 млрд м3, а к 2007 г. планируется выйти на отметку в 10 млрд м3 в год. В Турцию газ поступает через Эрзерум, протяженность газопровода — 2577 км. Турецкое руководство поддерживает проект транзита иранского газа через свою территорию в Европу. В марте 2002 г. министр энергетики и природных ресурсов Турции и министр экономического развития Греции заключили договор о прокладке газопровода Анкара — Александруполис. Сейчас ведется подготовка к подписанию межправительственного греко-турецкого соглашения и началу инженерных работ. Предварительно стоимость проекта оценивается в 300 млн долларов.
Возможность закупки иранского газа рассматривает и Азербайджан. Однако для этого необходимо восстановить трубопровод, по которому ранее СССР импортировал газ из Ирана. На это потребуется 20 млн долларов. Для обеспечения внутренних потребностей Азербайджан ежегодно импортирует до 14 млн м3 газа. За выполнение этого проекта готова взяться TotalFinaElf.
Реализация еще одного проекта — по экспорту иранского газа в Индию через территорию Пакистана — находится под угрозой из-за военной конфронтации между Индией и Пакистаном. Этот маршрут предусматривал две фазы строительства: иранско-пакистанский участок в 1600 км (из района Усладие на юге Ирана до пакистанской провинции Хинд) и пакистано-индийский участок в 1000 км. Общая стоимость проекта оценивается в 3,2 млрд долларов. Основным подрядчиком по согласованию трех заинтересованных государств был избран «Газпром». Иранское правительство активизировало свою внешнеполитическую деятельность по примирению конфликтующих сторон, и пытается добиться мирного разрешения «проблемы Кашмира». Уже достигнуты предварительные соглашения с Пакистаном и «Газпромом», на очереди подписание аналогичной декларации о намерениях с Индией.
Большое внимание уделяется развитию отношений с арабскими странами. В прошлом году Иран провел целую серию переговоров с правительствами Катара, Кувейта, Сирии и Египта. В частности министры нефти Ирана (Биджан Зангани) и Египта (Самих Фахми) подписали договор о передаче Ирану современных газовых технологий, а также о начале переработки иранской нефти в Египте и совместном производстве продукции нефтехимии в Иране.
Всего за предыдущую пятилетку в развитие нефтехимии было вложено 3,8 млрд долларов, из них 2,2 млрд долларов были затрачены на приобретение современных технологических линий. А за следующие пять лет планируется вложить в нефтехимическую отрасль более 7,5 млрд долларов, из них на закупки новейших технологий прогнозируется израсходовать 4,2 млрд долларов.
Понятно, что одних желаний мало. Иран же (и это он доказывает на практике) способен не только планировать, но и активно воплощать свои планы в жизнь. Не исключено, что в среднесрочной перспективе эта страна (наряду с Алжиром, Норвегией и Египтом) станет еще одним конкурентом России на европейском газовом рынке.
© Petros